28 декабря 2016 года на базе МБОУ «Школа № 18» Советского района г. Нижнего Новгорода состоялся научно-методический семинар с участием педагогов школы и преподавателей НГПУ им. К. Минина.
НГПУ им. К. Минина в настоящее время представляет собой динамично развивающийся вуз, отвечающий на вызовы времени и реализующий комплекс стратегических инициатив. Одной из них является проект «Педагог будущего» (руководитель проекта — кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой инновационных технологий менеджмента Егоров Е. Е.). Участники проектной группы предлагают новый подход к пониманию содержания подготовки учителя — подход, основанный на системе разделения педагогического труда.
Не случайно мероприятие было посвящено обсуждению одной из актуальных проблем современной школы — проблеме развития комплекса психолого-педагогических компетенций для новых педагогических профессий в системе разделения педагогического труда.
На семинаре преподавателями НГПУ им. К. Минина были представлены доклады:
1. Беляева Т. К. — к.п.н., доцент НГПУ им. К. Минина, выступила с докладом по теме «Модель разделения педагогического труда в современной школе: особенности и перспективы». Автором доклада на основе анализа современной ситуации убедительно обоснована необходимость разделения педагогического труда. Акцентировано внимание на том, что в разработанной проектной группой «Педагог будущего» НГПУ им. К. Минина модели разделения педагогического труда выделены следующие виды деятельности педагога: учитель — предметник, учитель — модератор, учитель — тьютор, учитель — корректировщик. В выступлении представлены подробные характеристики, задачи и особенности указанных профессий учителя, обозначены пути реализации модели в условиях современной школы.
2. Шабанова Т. Л. — к.пс.н., доцент НГПУ им. К. Минина, выступила с докладом по теме «Формирование психолого-педагогической мета-компетенции у студентов в рамках инновационного проекта вуза «Педагог будущего». В докладе рассмотрена модель психолого-педагогической мета-компетенции и составляющих ее предметных компетенций. Сформулированы условия и задачи обучения студентов с целью формирования у них психолого-педагогической мета-компетенции, в том числе в период педагогической практики в школе, участии в семинарах, тренингах, мастер-классах и др. с привлечением учащихся и педагогов школы. Приведены примеры конкретных форм, методов, приемов, технологий формирования психолого-педагогической мета-компетенции студентов — будущих педагогов в рамках инновационного проекта вуза «Педагог будущего».
3. Ханжина Е. В. — к.п.н., доцент НГПУ им. К. Минина, руководитель экспериментальной площадки «Развитие комплекса психолого-педагогических компетенций для новых педагогических профессий в системе разделения педагогического труда» (в рамках реализации проекта вуза «Педагог будущего»)», выступила с докладом по теме «Проблемы и перспективы развития комплекса педагогических компетенций для новых педагогических профессий в системе разделения педагогического труда». В выступлении подробно представлена программа научно-образовательной экспериментальной деятельности на 2017–2020 гг. в рамках экспериментальной площадки НГПУ им. К. Минина и МБОУ «Школа №18» г. Нижнего Новгорода, обозначены цели, задачи и этапы деятельности на указанный период. Особое внимание участников семинара акцентировано на предполагаемых промежуточных и конечных результатах экспериментальной деятельности. Результаты должны демонстрировать положительную динамику профессионального развития комплекса педагогических компетенций студентов — будущих педагогов и педагогов школы и отражаться в частности:
4. Новик И. Р. к.п.н., доцент кафедры биологии, химии и биолого-химического образования Мининского университета выступила с докладом, в котором дано понятие о мета-компетенциях и составляющих их компетенциях учителя будущего. Метакомпетенции — это надсистемные, надпредметные, универсальные компетенции высшего (творческого, креативного) уровня. Проектная группа «Педагог будущего» выделяет 6 мета-компетенций: управленческую, научно-методическую, диагностическую, информационно-технологическую, психолого-педагогическую и коммуникативную, которые важно формировать у современного педагога.
Все доклады сопровождались содержательными презентациями.
В ходе мероприятия участники проявили интерес к рассматриваемой проблеме, сформировали план дальнейших совместных действий и выразили надежду на плодотворное дальнейшее сотрудничество.